четверг, 23 октября 2008 г.

1600

Название этого проекта говорит само за себя. Три буквы SSC уже записаны в историю техники. Они означают сверхзвуковой автомобиль. Болид с такой обязывающей добавкой к имени однажды уже летел по высохшему дну соляного озера. И действительно сумел преодолеть звуковой барьер. Теперь же его потомок с таким же простым ярлычком должен обогнать пулю.

Авторы проекта с "породистым" названием "Бладхаунд" (Bloodhound SSC) характеризуют его как инженерное приключение. Этот автомобиль-стрела с 90-сантиметровыми титановыми колёсами и двигателем EJ200 от истребителя Eurofighter Typhoon должен не просто побить текущий сухопутный рекорд скорости, но и превзойти его очень существенно.

Инициатор данной затеи — лорд Пол Дрейсон (Paul Drayson), британский министр науки. (Примечательно, что кроме министерства в проекте участвует пара британских университетов — West of England и Swansea).

Текущий рекорд скорости на суше был установлен в пустыне Black Rock в Неваде. Для Bloodhound SSC (на рисунке) площадку только подбирают. Может быть, это снова будет "Чёрная скала"? (иллюстрация Bloodhound SSC)

Текущий рекорд скорости на суше был установлен в пустыне Black Rock в Неваде. Для Bloodhound SSC (на рисунке) площадку только подбирают. Может быть, это снова будет "Чёрная скала"? (иллюстрация Bloodhound SSC)

Фактический лидер и официальный глава команды — знаменитый Ричард Ноубл (Richard Noble), который сам последовательно установил некогда несколько рекордов скорости на суше.

Позднее, кстати, Ричард стал директором проекта, которому принадлежит рекорд действующий: в 1997 году пилот британских королевских ВВС Энди Грин (Andy Green) развил на реактивном автомобиле Ноубла Thrust SSC 1228 км/ч (1,02 скорости звука).

Грин участвует и в нынешнем предприятии. Он опять намерен сесть в кабину реактивного монстра, создаваемого Ноублом при содействии целого ряда учёных и инженеров.

Автомобиль получил имя "Бладхаунд" не напрямую от названия породы собак, а опосредованно: в честь ракеты ПВО Bristol Bloodhound 2, стоявшей на вооружении Великобритании в 1960-1991 годах. Она могла разгоняться с места до скорости звука за 2,5 секунды. А что, есть даже внешнее сходство, не находите? (фото Max Smith, иллюстрация Bloodhound SSC)

Автомобиль получил имя "Бладхаунд" не напрямую от названия породы собак, а опосредованно: в честь ракеты ПВО Bristol Bloodhound 2, стоявшей на вооружении Великобритании в 1960-1991 годах. Она могла разгоняться с места до скорости звука за 2,5 секунды. А что, есть даже внешнее сходство, не находите? (фото Max Smith, иллюстрация Bloodhound SSC)

И эта же творческая свзяка Ноубл-Грин известна нам по самому быстрому на планете дизельному автомобилю: летом 2006 года "бешеный экскаватор" JCB Dieselmax разогнался до 563 км/ч с хвостиком.

Bloodhound же рассчитан на преодоление куда более внушительной планки в тысячу миль в час (1609 км/ч).

Только представьте, автомобиль Bloodhound должен перегнать пулю, выпущенную из револьвера Magnum .357! (кадр с сайта bbc.co.uk)

Только представьте, автомобиль Bloodhound должен перегнать пулю, выпущенную из револьвера Magnum .357! (кадр с сайта bbc.co.uk)

В движение его будет приводить турбореактивный агрегат от истребителя, дополненный гибридным ракетным двигателем (твёрдое топливо плюс жидкий окислитель). Их тяга составит 90 и 110 килоньютонов соответственно.

Именно сочетание двух двигателей, каждый из которых отличает очень хорошее соотношение тяги и собственного веса, по мнению авторов машины, позволит ей разогнаться до 1,4 М.

Выбор гибридного ракетного "ускорителя" также продиктован соображениями безопасности – он гораздо послушнее чисто твердотопливного и легко выключается по требованию.

Любопытно, что в недрах машины также будет скрыт 800-сильный 12-цилиндровый ДВС.

Зачем? Ну уж не для привода колёс. Он будет крутить мощный насос, который нужен для поставки десятков килограммов окислителя в секунду в камеру сгорания гибридного ракетного движка.

Самые современные конструкционные материалы, моделирование обтекания на компьютере… Проект Bloodhound далёк от "самодельного" уровня, хотя считается частным предприятием (иллюстрации Bloodhound SSC).

Самые современные конструкционные материалы, моделирование обтекания на компьютере… Проект Bloodhound далёк от "самодельного" уровня, хотя считается частным предприятием (иллюстрации Bloodhound SSC).

Предельной скорости 1050 миль в час (1690 км/ч) Bloodhound будет должен достичь всего через 40 секунд после старта. На разгон ему потребуется более семи километров дистанции и столько же — на торможение.

За последнее будут отвечать три системы. На высокой скорости — выдвижные аэродинамические щитки, на средней — парашют, на сравнительно малой — углеволоконные тормозные механизмы.

Интересно, что реактивный двигатель команде предоставит министерство обороны Великобритании. Это будет экземпляр, использованный ранее для испытаний по программе Eurofighter. На самолёт его уже ставить нельзя, но для целей команды Bloodhound оставшегося моторесурса данного агрегата вполне должно хватить.

Заметим, в настоящее время несколько команд пытаются создать автомобиль, способный сбросить Thrust SSC с пьедестала. Эти проекты находятся на разной стадии готовности.

Компоновка Bloodhound SSC. Длина этой четырёхколёсной реактивной машины составляет 12,8 метра, а вес – 6,4 тонны. На разрезе хорошо видно расположение турбореактивного двигателя (прямо под ракетным), а также – гоночного ДВС (в центре корпуса) для привода ракетного насоса (иллюстрации Bloodhound SSC).

Компоновка Bloodhound SSC. Длина этой четырёхколёсной реактивной машины составляет 12,8 метра, а вес – 6,4 тонны. На разрезе хорошо видно расположение турбореактивного двигателя (прямо под ракетным), а также – гоночного ДВС (в центре корпуса) для привода ракетного насоса (иллюстрации Bloodhound SSC).

К примеру, есть "Североамериканский орёл" (North American Eagle). Мы детально рассказывали об этом автомобиле аж четыре года назад.

Проект-долгострой, однако, жив и понемногу движется к цели. Так, нынешним летом уже готовый аппарат проходил тесты в калифорнийской пустыне El Mirage на "скромной" скорости в 640 км/ч.

Намеченная же максималка "Орла" — 1287 км/ч (круглым счётом 800 миль). Это лишь чуть больше 11-летнего рекорда Thrust SSC и куда меньше, чем плановый показатель Bloodhound.

Но зато американцы смогут вывести свою машину на штурм мирового рекорда гораздо раньше британцев. В ближайшее время команда Bloodhound намерена лишь построить полномасштабные макеты машины, а появление готового образца и сам рекордный заезд намечены на 2011 год.

North American Eagle на тестах в El Mirage (фото с сайта landspeed.com).

North American Eagle на тестах в El Mirage (фото с сайта landspeed.com).

Британский проект, однако, принесёт своей родине пользу ещё до выхода машины на старт. Ведь Ноубл, Грин и их соратники создают свой сверхзвуковой автомобиль не только ради достижения как такового.

На всех стадиях проектирования и сборки чудо-аппарата в своей штаб-квартире в Филтоне (Filton) они намерены привлекать студентов и школьников. К тому же тут должен быть открыт образовательный центр.

Задумывая этот проект, Пол Дрейсон спросил Ноубла и Грина – могут ли они как-то завоевать внимание нынешних школьников и побудить их сделать карьеру в области науки и техники? По этому поводу в одном из недавних интервью министр заявил: "Если не найдём источник вдохновения для следующего поколения, мы будем уничтожены как страна".

Вот ради этого вдохновения Грин, как он сам говорит, и намерен рисковать жизнью. А вовсе не ради строчки в Книге рекордов.

Конечно, вся конструкция машины направлена на минимизацию опасности, утверждает пилот. "Значит ли это, что риск будет нулевым? – добавляет Энди. – Нет. А жизнь с нулевой степенью риска интересна? Нет!"

Комментариев нет: